Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Для улучшения памяти важно усиление ее предпосылок.
С этой целью можно использовать 3 следующих направления:
— Обучение методу, способствующему регистрации информации, развитию наблюдательности и внимания;
— Обучение методу, облегчающему закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. В его основе лежит либо эффект повторения (наиболее простой и приемлемый), либо развитие способности организовать запоминание с помощью определенных приемов (ассоциаций), воображения, волевого усилия, требующих известности сохранности интеллекта, личности;
— Выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуации в реальной жизни.
Людям с нарушением памяти объясняют смысл занятий. Путем обязательных привычных упражнений вырабатывается активная положительная установка к проведению таких занятий. Следует строго соблюдать принцип постепенности в усложнении занятий – от простого через повторение к сложному. Нужно избегать утомления от занятий. Они должны быть частыми, но короткими по времени — ежедневно в течении 45 минут с коротким перерывом для отдыха. Создается атмосфера игры, что позволяет добиться заинтересованности, эмоционально оживляет, улучшает мотивацию.
Тренировка памяти больного производится с учетом особенностей его личности, интеллектуального багажа и нарушения памяти, отсутствия негативной установки к занятиям.
Врач или родственник, проводящий занятие (условно «учитель»), от начала и до окончания занятий активно сотрудничает с больным, вырабатывает сознательную его позицию и установку. Занятия проводятся ежедневно по 45 минут с одним 5-минутным перерывом. Обязательным условием их проведения является отдельное тихое помещение. Курс занятий по тренировке памяти сочетается с лекарственным лечением и продолжается в среднем 2 месяца.
Приводим примеры занятий по тренировке памяти.
1 задание. «Учитель» берет в руку набор предметов (желательно разноцветных, ярких, достаточно крупных по размеру): ключ, пуговицу, монету, кольцо с камнем и т.д. Показывает больному предметы на ладони, а затем, убрав руку, просит написать название предметов и описать их. Затем запись больного сравнивается и коллективно обсуждается. Периодически меняются используемые предметы и увеличивают их числа (от 4 до 10).
2 задание. «Учитель» кладет на стол 7 ярких и крупных предметов, накрывает их платком. Затем, сняв платок, показывает их больному на короткое время, затем эти предметы вновь накрывает платком и просит больного записать и описать их. Потом запись больного сличается и коллективно обсуждается. Число предметов можно увеличить до 10.
3 задание. «Учитель» просит каждого больного записать на бумаге словесный портрет лечащего врача (нос, глаза, подбородок, цвет волос и т.д.)
4 задание. «Учитель» просит описать обстановку комнаты больного дома: мебель, аудио- и видеотехнику и т.д.
5 задание. «Учитель» читает вслух по строфам незнакомое, но достаточное для понимания больных, стихотворение, затем просит повторить: 1-й день-повторение 1-ой строфы, 2-й день – повторение 1-й строфы и введение 2-й строфы, 3-1 день – повторение 1-й и 2-й строфы и введение 3-й строфы и т.д.
6 задание. «Учитель» на короткое время показывает пациентам яркий и крупный предмет, а затем, убрав, просит каждого на память зарисовать или описать его.
7 задание. Воображаемая прогулка по центральной улице города. Каждый больной должен рассказывать и, по возможности, описать (фактические вспомнить) достопримечательные места, внешний вид отдельных домов.
8 задание. Воображаемый магазин. Каждый больной получает задание «Купить» продукты приготовления обеда. Периодически «меню» меняется. В дальнейшем предлагается перенос обучения в реальные жизненные обстоятельства.
9 задание (Заключительное). Каждый больной описывает вечером в дневнике события истекшего дня.