Исследователи утверждают, что жизнь вопреки биологическим часам разрушительно сказывается на нашем здоровье. Статистические данные говорят о том, что более 15 миллионов американцев по типичной схеме «с 9 до 18» не работают. И именно эти люди склонны к многочисленным отклонениям здоровья: от сердечных приступов до ожирения. Исследование Техасского университета A&M, которое опубликовано в журнале Endocrinology, говорит о том, что работа по сменам также может иметь серьёзные последствия и для мозга. И сильнее всего это поражает мужчин. По крайней мере — у крыс.
«Тело подстраивается под день и ночь в 24-часовом ритме. Жизнедеятельность контролируется внутренними биологическими часами, которые говорят нам, когда спать, когда есть и когда выполнять многочисленные физиологические процессы. Человек должен работать по расписанию. Работая посменно, мы выводим их строя наши внутренние часы, и регуляция модели сна и бодрствования, а также приёма пищи нарушается», — отмечает Дэвид Эрнест (David Earnest), профессор кафедры неврологии и экспериментальной терапии в Техасском центре здоровья A&M.
Изменение времени бодрствования, сна и приёма пищи каждые несколько дней «расшатывают» наши внутренние часы, не дают сохранить естественный 24-часовой цикл. Эрнест и его коллеги обнаружили, что такая жизнь в итоге может привести к ишемическим инсультам. А эта патология — основная причина инвалидности в Соединённых Штатах (и не только).
Используя в эксперименте животных (крыс), Эрнест и его команда, в том числе коллеги во главе с Фаридой Сохрабжи (Farida Sohrabji), руководителем отдела женского здоровья Государственной нейронаучной программы, подтвердили, что причинами инсультов становились именно значительные сдвиги в естественном графике.
Интересно, что их исследование при поддержке Американской кардиологической ассоциации определило, что при сдвиге рабочих графиков мужчины и женщины показывают разные результаты, в которых инсульты усугубляются ещё и нарушением ритма сердца: у мужчин тяжесть инсульта в ответ на сдвиг графиков работы оказывалась значительно больше, чем у прекрасного пола.