Как можно улучшить память?

Автор:

Катунина Елена Анатольевна – профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России, д.м.н.

К основным направлениям, улучшающим память, относят:

– использование стратегий, повышающих объем запоминаемого материала, «мнемонические приемы»;

– упражнения для тренировки памяти;

– использование «внешних средств» (дневники, записки, напоминания, краткие инструкции), помогающих запомнить или воспроизвести информацию. В ряде исследований было показано, что использование «внешних средств», включая использование различных девайсов, улучшало функциональную активность пациентов и было рекомендовано пациентам с нарушениями памяти.

Среди стратегий, улучшающих память, выделяют:

– структурирование предъявляемой информации на этапах запоминания и воспроизведения;

– обучение пациента при запоминании использовать образную память, а также эмоционально значимые ассоциации и связи;

– использование мнемонических приемов.

Мнемонические приемы:

– метод «мест». Предлагается представить себе свое жилище, начиная с входной двери. Мысленно переходить из комнаты в комнату, называть и пронумеровывать все предметы («места») обстановки. Составить их перечень. Затем медленно пройти выбранный путь, пролегающий через все «места». Сопоставить «место» и порядковый номер. После этого можно перейти к запоминанию нужной информации, связывая тот или иной фрагмент информации с каким‑либо местом в доме. Затем, чтобы вспомнить информацию, нужно мысленно «пройтись по дому» и посмотреть, что где лежит;

– метод слов-«вешалок». Сначала заучивается список слов-«вешалок», с которыми будут устанавливаться ассоциативные связи. Затем на «вешалки» нужно «развесить» подлежащие запоминанию элементы, вообразив связь между словом-«вешалкой» и запоминаемым элементом;

– метод визуальной цепочки. Используется для запоминания списка слов. Первое и второе слово из списка объединяются с помощью зрительного образа. Затем зрительный образ дополняется признаками, связанными с третьим, четвертым и последующими словами;

– метод намека первыми буквами. Выделяют первые буквы запоминаемых слов и из них образуется новое слово, которое и запоминают;

– метод истории. Придумывают простую историю со словами для запоминания;

– метод семантических группировок. Предлагается разделить запоминаемые предметы на рисунке или слова, сортируя их по категориям. Например, мебель, погода, животные и т. д.;

– метод ассоциаций. Предлагается найти яркие ассоциации к запоминаемым словам.

Упражнения для тренировки памяти

Необходимо перечислить дни недели (месяцы, годы) в прямом и обратном порядке.

Повторить услышанную серию чисел (обычно цепочку, состоящую из 3–6 чисел), например: 2–6–3–1 или 3–8–2–9–5–1.

Вписать недостающие дни недели, месяцы года, времена года, недостающую цифру:

Вторник, Среда, … Пятница … Воскресенье

Январь… Март, Апрель … Июнь … Август … Октябрь … Декабрь

Осень … Весна

2–3…5…7–8…10

Закончите следующие фразы:

Мою бабушку звали…

После весны наступает…

Менделеев – великий ученый-…

День защитника Отечества празднуют …

Назвать нарисованные на картинках предметы.

Прослушать короткий рассказ (8–10 предложений) и постараться пересказать его. Если это не получается, ответить на 5–6 вопросов по тексту.

Для тренировки памяти у пациентов с небольшими изменениями памяти можно использовать заучивание стихов, песен, рассказов, наиболее подробное воспроизведение сюжета картины или рисунка, отгадывание сканвордов, кроссвордов.

Использование «внешних подсказок»

Для улучшения ориентации можно использовать записи в ежедневнике с текущими планами на день или листки напоминаний, размещенные на видных местах или около кровати. Улучшение ориентации создают настенные или перекидные календари, с помощью которых больной может удостовериться в текущей дате. Такой календарь должен быть помещен в наиболее бросающееся в глаза место, например над обеденным столом или телефонной тумбочкой. Пациент или его родственники могут делать пометки после выполнения запланированных дел.

   

Нередко полезными оказываются прикрепленные краткие инструкции по пользованию бытовыми приборами: микроволновкой, стиральной машиной, плитой.

1. Положите разогреваемый продукт в микроволновую печь.

2. Закройте дверь микроволновой печи.

3. Включите таймер на нужное время и выбранный режим приготовления.

4. Нажмите пуск.

5. Дождитесь звукового сигнала или выключения света в микроволновке.

6. Откройте дверцу и выньте продукт из печи.

С целью предотвращения опасных ситуаций необходимо использовать листки напоминаний на кухне, в ванной комнате, над входной дверью. Например, полезными будут надписи «Выключи воду», «Выключи газ», «Потуши свет», «Закрой дверь» и т. д.

   

   

Если пациент с деменцией имеет возможность, пусть даже иллюзорную, выйти на улицу самостоятельно, необходимо прикрепить к его одежде бейдж, или вложить в карман записку, или написать на пройме одежды имя пациента и телефон, по которому можно позвонить в экстренных случаях.

Информация на сайте предназначена исключительно для медицинских и фармацевтических работников.

Подтвердите, являетесь ли Вы медицинским или фармацевтическим работником?

X