Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович — д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Реабилитологи установили, что успешность реабилитации во многом зависит от активности самого больного, активности членов его семьи, его родных и близких. Это связано с тем, что в реабилитации основную роль играет процесс обучения. И тут, как и в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и малоактивные «ученики». Помочь больному хорошо освоить «уроки» на занятиях лечебной гимнастикой, на занятиях по восстановлению речи — важная задача не только специалистов по восстановительному обучению, но и родных и близких больного.
Снижение активности часто связано с развитием после инсульта различных патологических состояний, таких как апатия (безразличие), снижение внимания, недооценка своей болезни (анозогнозия), астения (общая слабость, утомляемость), депрессия (пониженное, подавленное настроение), негативизм (отрицательное отношение к лечению и реабилитационным мероприятиям). Большую роль в преодолении сниженной активности больного могут играть родные и близкие: выполнять вместе с ним дополнительные («домашние») задания по лечебной гимнастике, по обучению навыкам ходьбы и самообслуживания, по восстановлению речи в свободное от занятий время (вечером и в выходные дни).