Автор: Мусин Шамил Гайсаевич, руководитель РСЦ г. Набережные Челны
То мы, напротив, «затормаживаем данную речевую продукцию», а также начинаем работу с восстановлением понимания речи больными.
• Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож». Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни… расстегни… положи на… положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.
• Нет смысла заучивать с больным правила, как это делается в школе. Например, просто больше предоставляйте инструкций: «Подними руку, дай руку, опусти руку, вытри руку» и т.д. с другими обиходными заданиями.
• Восстановительное обучение имеет своей целью не повышение уровня образования, а возвращение больному разговорной речи. Тем не менее оживить «чувство языка», просто разговаривая с больным, трудно.
• Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и т.п. и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетрадь из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.
• Конечно, прежде чем предложить больному тему для беседы, необходимо выяснить, не тяжела ли она для него психологически, не травмирует ли его.
• Полезно также побуждение больного к произнесению слов и выражений, окрашенных эмоционально или очень часто повторяемых при общении («здравствуйте», «спасибо», «извините», «как дела?» и пр.).
• По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку. Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова: например дом, суп, чай, каша, рука, очки, часы, окно, имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.
• Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом — дым, бак — бок, бык — бук, пить — петь, мак — рак — бак — лак, дом — ком — том — сом, рот — кот — бот — пот, мука — рука, Даша — Маша — каша — Саша, нож — ночь — нос — ноль, ком — кот — кок — кон — кол — код, пишет — пашет — пышет, наша — Наташа, бук — буква — букварь, лак — кулак, сорт — торс — рост — трос, лист — лифт. Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.
• С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.
• При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больному, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? — Сын. — Что сын делает? — Сын пишет. — Что сын пишет? — Письмо. — Кому он пишет? — Отцу. — О чем он пишет письмо? — О своих делах».
• В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, бегать) обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).
• Часто у больных с афазией даже при относительно легкой степени речевых расстройств оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета (в которых, например, употребляются предлоги над, под, у, справа, слева, снизу).
• Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий. Например, подберите похожие по смыслу слова (синонимы): смелый, храбрый, мужественный; добрый, щедрый; брать, хватать.
Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): новый — старый, высокий — низкий, узкий — широкий, добрый — злой, сладкий — горький, сильный — слабый.