Автор:
Катунина Елена Анатольевна – д.м.н, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», руководитель отдела нейродегенеративных заболеваний ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России
К основным направлениям, улучшающим память, относят:
– использование стратегий, повышающих объем запоминаемого материала, «мнемонические приемы»;
– упражнения для тренировки памяти;
– использование «внешних средств» (дневники, записки, напоминания, краткие инструкции), помогающих запомнить или воспроизвести информацию. В ряде исследований было показано, что использование «внешних средств», включая использование различных девайсов, улучшало функциональную активность пациентов и было рекомендовано пациентам с нарушениями памяти.
Среди стратегий, улучшающих память, выделяют:
– структурирование предъявляемой информации на этапах запоминания и воспроизведения;
– обучение пациента при запоминании использовать образную память, а также эмоционально значимые ассоциации и связи;
– использование мнемонических приемов.
Мнемонические приемы:
– метод «мест». Предлагается представить себе свое жилище, начиная с входной двери. Мысленно переходить из комнаты в комнату, называть и пронумеровывать все предметы («места») обстановки. Составить их перечень. Затем медленно пройти выбранный путь, пролегающий через все «места». Сопоставить «место» и порядковый номер. После этого можно перейти к запоминанию нужной информации, связывая тот или иной фрагмент информации с каким‑либо местом в доме. Затем, чтобы вспомнить информацию, нужно мысленно «пройтись по дому» и посмотреть, что где лежит;
– метод слов-«вешалок». Сначала заучивается список слов-«вешалок», с которыми будут устанавливаться ассоциативные связи. Затем на «вешалки» нужно «развесить» подлежащие запоминанию элементы, вообразив связь между словом-«вешалкой» и запоминаемым элементом;
– метод визуальной цепочки. Используется для запоминания списка слов. Первое и второе слово из списка объединяются с помощью зрительного образа. Затем зрительный образ дополняется признаками, связанными с третьим, четвертым и последующими словами;
– метод намека первыми буквами. Выделяют первые буквы запоминаемых слов и из них образуется новое слово, которое и запоминают;
– метод истории. Придумывают простую историю со словами для запоминания;
– метод семантических группировок. Предлагается разделить запоминаемые предметы на рисунке или слова, сортируя их по категориям. Например, мебель, погода, животные и т. д.;
– метод ассоциаций. Предлагается найти яркие ассоциации к запоминаемым словам.
Упражнения для тренировки памяти
Необходимо перечислить дни недели (месяцы, годы) в прямом и обратном порядке.
Повторить услышанную серию чисел (обычно цепочку, состоящую из 3–6 чисел), например: 2–6–3–1 или 3–8–2–9–5–1.
Вписать недостающие дни недели, месяцы года, времена года, недостающую цифру:
Вторник, Среда, … Пятница … Воскресенье
Январь… Март, Апрель … Июнь … Август … Октябрь … Декабрь
Осень … Весна
2–3…5…7–8…10
Закончите следующие фразы:
Мою бабушку звали…
После весны наступает…
Менделеев – великий ученый-…
День защитника Отечества празднуют …
Назвать нарисованные на картинках предметы.
Прослушать короткий рассказ (8–10 предложений) и постараться пересказать его. Если это не получается, ответить на 5–6 вопросов по тексту.
Для тренировки памяти у пациентов с небольшими изменениями памяти можно использовать заучивание стихов, песен, рассказов, наиболее подробное воспроизведение сюжета картины или рисунка, отгадывание сканвордов, кроссвордов.
Использование «внешних подсказок»
Для улучшения ориентации можно использовать записи в ежедневнике с текущими планами на день или листки напоминаний, размещенные на видных местах или около кровати. Улучшение ориентации создают настенные или перекидные календари, с помощью которых больной может удостовериться в текущей дате. Такой календарь должен быть помещен в наиболее бросающееся в глаза место, например над обеденным столом или телефонной тумбочкой. Пациент или его родственники могут делать пометки после выполнения запланированных дел.
Нередко полезными оказываются прикрепленные краткие инструкции по пользованию бытовыми приборами: микроволновкой, стиральной машиной, плитой.
1. Положите разогреваемый продукт в микроволновую печь.
2. Закройте дверь микроволновой печи.
3. Включите таймер на нужное время и выбранный режим приготовления.
4. Нажмите пуск.
5. Дождитесь звукового сигнала или выключения света в микроволновке.
6. Откройте дверцу и выньте продукт из печи.
С целью предотвращения опасных ситуаций необходимо использовать листки напоминаний на кухне, в ванной комнате, над входной дверью. Например, полезными будут надписи «Выключи воду», «Выключи газ», «Потуши свет», «Закрой дверь» и т. д.
Если пациент с деменцией имеет возможность, пусть даже иллюзорную, выйти на улицу самостоятельно, необходимо прикрепить к его одежде бейдж, или вложить в карман записку, или написать на пройме одежды имя пациента и телефон, по которому можно позвонить в экстренных случаях.