Автор: Мусин Шамил Гайсаевич, руководитель РСЦ г. Набережные Челны
Данные нарушения обязательно требуют медикаментозной и логопедической реабилитации. При тяжелых формах дизартрии человек может даже потерять речь, но важным аспектом является сохранность понимания речи, а значит, и письма (если паретична рука, которой вы пишите, попробуйте писать другой рукой, понимание письма и его грамотность не меняются после мозговой катастрофы, в отличие от афазии). Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно:
• решение несложных кроссвордов;
• составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель» образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.);
• обсуждение кинофильмов, спортивных передач.
• Если близкий желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной — студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.
• Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.